домой

THE GUIDANCE OF REFEREE

Общая теория

Статья 12 из книги «Правила и Положения для проведения соревнований по Иаидо», изданной  Всеяпонской Федерацией Кендо (ZNKR), говорит о том, что при вынесении судейского решения необходимо обратить внимание на следующие моменты:

1. Глубина освоения практических навыков.

2. Reigi – правильное поведение и этикет.

3. Технические аспекты:

а) правильное nukitsuke и kiritsuke
b) правильное sayabanare – момент, когда меч покидает ножны (saya), и hasuji
с) правильное chiburi
d) правильное noto

4. Kokorogamae – внутреннее состояние человека

а) спокойствие
b) metsuke
с) концентрация духа, дистанция и время

5. Ki/Ken/Tai no itchi – гармония ума, меча и тела.

6. Эффективность демонстрируемого Иаи с точки зрения боевого искусства.

7. Для дальнейшего изучения данной темы необходимо обратиться к книге по ZNKR Иаи «Моменты, на которые следует обратить внимание при вынесении судейского решения» («Points to watch for in refereeing and judging»).

Что касается вышеперечисленных пунктов, то пп.1, 4 и 5 являются наиболее спорными, и поэтому мы обсудим их более детально.

 

Как интерпретировать «Глубину освоения практических навыков»

(а) Kurai dori
Изначально ZNKR Иаи был создан для обучения людей, занимающихся кендо (kendoka). Аналогично тому, как Shidachi при исполнении кендо-кат должен подавить оппонента, демонстрируя уверенность в себе, так и для иаидоки очень важно показать Kurai dori своему воображаемому противнику.

(b) Hin-i/Kigurai
Иаидока должен четко продемонстрировать, что он продавливает противника силой своего духа, показывая таким образом превосходство над ним.

(с) Jo/Ha/Kyu
Эта концепция также называется «Ма» и относится ко времени, или более точно, к балансу между быстрыми и медленными движениями. Это очень важно, особенно, когда идет соревнование между двумя соперниками, обладающими высокими данами.

(d) Kaso-teki
Это понятие относится к воображаемому противнику.
Демонстрирует ли соревнующийся своим взглядом (metsuke) понимание количества и правильного расположения противников? Наносит ли он резы и удары по правильным целям?

(е) Резы
Судья должен оценить, совершаются ли резы вместе с «Seme», намерением атаковать, и используется ли monouchi меча должным образом?

(f) Звук меча
Звук меча должен быть коротким, но резким. Выполнение реза можно разделить на две части: сначала меч опускается после поднятия его над головой, а затем только происходит сам рез.
Как только меч начал опускаться, предпочтительнее, чтобы в этот момент звука не было. Но во время самого реза, звук появляется и длится до полной остановки меча.

(g) Te-no-uchi
Конечно, существуют тяжелые и легкие мечи. До недавнего времени считалось, что сильные и мощные резы более предпочтительны, чем быстрые и динамичные движения мечом. Быстрые и динамичные движения мечом всегда сопровождаются хорошим te-no-uchi (это концентрация силы в monouchi при помощи рук). Поэтому простое размахивание мечом, пусть и снабженное силой и мощью, не должно поощряться.

Как оценивать Kokoro-gamae (состояние ума и сердца)

(а) Спокойствие
Спокойствие сердца может быть четко отслежено в глазах и действиях соревнующегося.

(b) Мetsuke
Понятие metsuke не должно относиться только к «enzan no metsuke». Необходимо понимать разницу между «kan» (взгляд сердцем) и «ken» (взгляд глазами).

(с) Дух
Дух иаидоки должен быть настолько силен, что противник под его воздействием будет не в состоянии вынуть меч. Однако если кто-либо все же начал вынимать меч, пусть и с неохотой, чтобы защитить свою жизнь, тогда рез должен быть очень энергичным, четким и решающим.

(d) Zanshin
Правильный Zanshin должен быть направлен не только на одного единственного противника, но он должен учитывать всех возможных противников, находящихся поблизости.

(е) Дистанция и время
Чтобы правильно отразить атаку противника, необходимо всегда принимать в расчет дистанцию и время. Выбор между нанесением удара прежде, чем противник начнет двигаться, и последующим реагированием на совершившуюся атаку оппонента в конечном итоге зависит от разной оценки времени и расстояния, с которого начинается атака. Таким образом, очень важно, чтобы соревнующийся показал свое полное осознание действий противника.

ВНИМАНИЕ:
Если рассматривать каты ZNKR Иаи, то только в Ukenagashi и Кesagiri противник первый начинает атаку. Во всех остальных формах, соревнующийся должен использовать технику на опережение (degasira) своего соперника. Это означает, что ему необходимо атаковать сразу же, как только противник начинает свои движения.

 

Что такое «Ki/Ken/Tai-no-Itchi»?

Одна из основных концепций ZNKR Иаи заключается в том, что атаку противника можно сдержать, если он первый начал действовать. Таким образом, иаидоке необходимо двигаться так, как этого требует ход атаки оппонента. Следовательно, он не должен заканчивать рез после того как его ноги остановились, а наоборот, его меч и тело должны двигаться вместе, в гармонии.

BUKO DOSOKAI

HEAD OFFICER MORITA TADAHIKO

OFFICE (KYOTO ROKUSHIKAN)

18 TAKIGI NISHIYMA, TANABE-CHO,

TSUZUKI-GUN, KIOTO-FU, JAPAN.

Перевод : Екатерины З.

домой